Список домов, по улице Гастелло:

   8,

Улица Гастелло

Его имя знала вся страна – он совершил подвиг, ставший ярчайшим примером самопожертвования во имя Победы. Погиб на пятый день войны, направив свой горящий самолет на колонну немецких машин и танков. Погиб, но на него стали равняться тысячи. Имя его стало символом мужества и героизма.

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 года в Москве, в семье Франца Гастылло. Отец его был родом из белорусской деревеньки Плужины, в столицу он приехал на заработки, и здесь его фамилию «переиначили» на московский манер – «Гастелло». Пережив перипетии Гражданской войны, Николай в 1923 году начал трудиться учеником столяра. Спустя год, уже в Муроме, работал слесарем на Паровозостроительном заводе вместе с отцом, параллельно получил школьное образование.

С 1928 года – член ВКП(б). Спустя два года семья вернулась в Москву, где Гастелло вновь с отцом устроился на завод строительных машин. Там про будущего героя говорили: «Куда ни поставь, всюду – пример».

Весной 1932 года проходил специальный целевой набор, по которому Николая призвали в Красную Армию и отправили учиться в Луганскую авиашколу. После учебы Гастелло служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й авиабригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933-1938). Начав летать правым лётчиком на четырехмоторных самолетах ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт.

В 1938 году в результате реорганизации части Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи. Участвовал в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 года).

Великую Отечественную войну Гастелло встретил в звании капитана и командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка. Лётчики полка стали участниками боевых действий с первого дня войны. И первые же сражения обернулись для них большими потерями. Бомбардировщики летали без истребительского прикрытия. Опыт первых воздушных боев выявил, что тяжелые ДБ-ЗФ, предназначенные для бомбардировки крупных объектов в тылу, на небольшой высоте были очень уязвимы снизу, там не имелось вооружения. По некоторым данным, потери доходили до 15 погибших экипажей в день. На самолетах начали срочно монтировать люковые пулемётные установки. На четвёртый день войны дальние бомбардировщики стали летать уже с четвёртым членом экипажа, занимавшим место в люковой установке. 24 июня оставшиеся лётчики и самолёты полка были объединены в две эскадрильи. Командиром 2-й стал капитан Николай Францевич Гастелло, опытный лётчик, у которого за плечами были сражения за Халхин-Гол и Советско-финская война.

Советский летчик с самого начала войны проявил свое мужество и храбрость. Уже 24 июня 1941 года, во время налета фашистской авиации, он сбил один мощный немецкий самолет «Юнкерс-88» с земли – из стрелковой кабины не успевшего взлететь самолета. Но в памяти потомков остался другой его подвиг, который он совершил 26 июня 1941 года.

Во второй половине дня самолет ДБ-3Ф командира Гастелло был готов к вылету, члены экипажа заняли свои места – командир Николай Францевич Гастелло, штурман лейтенант Анатолий Акимович Бурденюк, радист-стрелок старший сержант Алексей Александрович Калинин. В этот момент прибыл лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый, назначенный дополнительным стрелком.

Гастелло вылетел во главе звена дальних бомбардировщиков (ДБ-3Ф) для нанесения удара в районе Молодечно – Радошковичи по немецким войскам, наступающим на Минск. Наши лётчики обнаружили немецкую колонну, двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 метров, они сбросили бомбы на танки и автомобили противника. После выхода из атаки Гастелло приказал своим ведомым лейтенантам Воробьёву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам направился к другой дороге, просёлочной. По ней тоже шла колонна. Снизившись до предельно малой высоты, он прошёл вдоль неё. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя огонь из пулемётов, вывели из строя 12 автомобилей (включая легковые и штабной автобус). Немецкие зенитки открыли по самолёту огонь. От попадания зенитного снаряда ДБ-3Ф загорелся. Гастелло повернул на свою территорию. Пожар разгорался всё сильнее. Сбить пламя скольжением не удавалось. Капитан направил горящую машину прямо на скопление военной техники противника. Десятки машин были уничтожены на месте от взрыва его самолета. Считается, что экипаж самолета мог бы спастись, но бойцы Гастелло не воспользовались парашютами – все они погибли вместе со своим командиром.

Вернувшиеся с этого боевого задания старший лейтенант Федор Воробьёв и лейтенант Анатолий Рыбас доложили, что бомбардировщик ведущего звена капитана Гастелло был подбит снарядом немецкой зенитки и объятый пламенем врезался в немецкую колонну в районе белорусской деревни Радошковичи. Последнее, что услышали на земле были слова радиста Калинина: «Прощай Роди…», потом последовал страшный взрыв.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. После войны приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.

«Огненный таран» – так назвали подвиг Гастелло. Очень скоро он получил широкое освещение в прессе. Во время Великой Отечественной войны и после неё имя Николая Гастелло являлось символом храбрости, отваги и готовности погибнуть за свою родину. Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных.

В 1951 году по случаю 10-летия подвига останки экипажа Гастелло было решено торжественно перезахоронить. Эксгумацией руководил военком Радошковичей подполковник Котельников. Предполагаемую могилу раскопали. Нашли полуистлевшую планшетку с бумагами… полкового сослуживца Гастелло командира 3-й эскадрильи капитана Александра Маслова и в пластмассовом патроне – медальон стрелка-радиста младшего сержанта Григория Реутова. Экипаж Маслова вылетел на бомбёжку вместе с Гастелло и считался без вести пропавшим. Останки экипажа Маслова без огласки перезахоронили сначала в сквере Радошковичей, а затем на кладбище. Фрагменты бомбардировщика отправили в музеи страны – приписав их к самолёту Гастелло. В центре Радошковичей ему поставили бронзовый памятник, а затем на месте гибели самолёта Маслова – стелу высотой 9 метров с бюстом наверху… опять же Гастелло.

Все эти «нюансы» открылись в 1990-е годы в пору объявленной гласности. В 1992-м после публикаций в СМИ о находках при эксгумации останков экипажа, упавшего возле деревни Декшняны бомбардировщика капитан Александр Маслов, штурман лейтенант Владимир Балашов, основной стрелок-радист младший сержант Григорий Реутов и нижний (люковый) стрелок Бахтурас Бейскбаев были посмертно награждены орденами Отечественной войны 1 степени. А в 1996-м указом президента Ельцина всем четверым присвоили звания Героев России. Эта история породила массу споров о подвиге.

Ряд исследователей подвергает сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную. По их мнению: показания офицеров самолёта, летевшего в звене Н. Гастелло, являются главным и неопровержимым свидетельством подвига экипажа Гастелло; обнаруженные останки Маслова и его экипажа свидетельствуют от том, что его самолёт не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте; отсутствие останков экипажа Гастелло свидетельствует о том, что он действительно совершил «огненный таран». В результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана экипажа Гастелло старший лейтенант Воробьев и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й полк дальнебомбардировочный авиаполк в сентябре был 1941 года расформирован, многие документы утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Сегодня уже не просто узнать, что на самом деле произошло 26 июня 1941 года на дороге Молодечно – Радошковичи. Достоверно выяснить, кто является исполнителем «огненного тарана», не представляется возможным. В истории этот факт остается как пример героического подвига Николая Гастелло.

Кто бы не совершил «огненный таран», любой из экипажей этих самолетов достоин уважения за мужество и героизм. Ценой своих жизней они защитили Родину от фашистских захватчиков.

Популярное на сайте Правдом.

Типовая серия - 1-460

Типовая серия - 1-460. Кирпичная хрущевка эконом класса

Сколько многоквартирных домов в Новосибирске

Сколько многоквартирных домов в Новосибирске. Какова структура многоквартирных домов в разрезе типов застройки.


Добавить комментарий


  имя
  Картинка с кодом Ведите код с картинки

Последние 5 статей посвященных улицам

2024-03-08 Названа в память о Салмышском бое, имевшем важное стратегическое зна­чение в разгроме белогвардейских войск под Оренбургом.1976Район: ДзержинскийМикрорайон: Северный пос.Протяжённость: 5 029 ... читать далее >>>>
2024-03-06 Янковского улица (Краснодар) - названа в честь Иосифа Иосифовича Янковского, председателя совета народных депутатов Кубанской области в 1918 году, погибшего во время Гражданской войны под Царицыном в 1919 году. ... читать далее >>>>
2024-03-06 Улица Володи Головатого (центр города) – названа в честь Владимира Денисовича Головатого, юного героя-партизана, зверски замученного и расстреляного 1 февраля 1943 года.Владимир родился в 1925 году в Краснодаре, семья проживала в Центральном микрорайоне. В самом начале войны отца призвали на ... читать далее >>>>
2024-03-06 Митрофан Карпович Седин (1861 — 1918) — русский писатель и журналист, революционный деятель, пропагандист. Ряд источников называет его «кубанским Горьким».Митрофан Седин родился 22 ноября 1861 года в Ейске, Краснодарский край, в семье кузнеца. Из-за отсутствия средств на обучение, ему пришлось продо ... читать далее >>>>
2024-02-11 Театральная площадь (до 1812 г. Хлебная площадь, в начале XIX в. официально Торговая площадь, с 1920 по 1991 гг. площадь Революции) — площадь в центре Саратова. Считается центром города, так как находится на пересечении важнейших центральных улиц города и является одной из самых больших площадей мир ... читать далее >>>>
См. 25 последних статей об улицах